Концерт ирландской вокалистки превратился в техничный, но скучный The Best
Фото: Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru
Текст: Гуру Кен
Можно ли назвать Шинед сумасшедшей? Как знать, никто никогда не подвергал ее психиатрической экспертизе. Но совершенно очевидно – музыка понесла бы от лечения талантливой сумасбродной ирландки кровоточащую потерю. Шинед О’Коннор смогла в бурлящем круговороте мировой музыки создать уникальную нишу – прежде всего благодаря своему незабываемому голосу.
«Лысая певица» ирландского разлива успела за свою сорокалетнюю карьеру затмить по стервозности саму Мадонну.
«Как никто, ирландка умеет создать ощущение, что говорит с каждым своим слушателем наедине» Она признавалась в подростковом воровстве, защищала террористические действия Ирландской республиканской армии, награждала U2 (которые помогли ей в начале карьеры) всякими обидными прозвищами, обвинила автора своего единственного суперхита Принса в сексуальных домогательствах, стала лесбиянкой, потом якобы католическим священником, потом опять лесбиянкой.
При этом успела родить четверых детей и сейчас беременна пятым. К последнему альбому Theology (2007) пришла к мысли, что именно ей необходимо защищать репутацию Бога от неумелой, неуклюжей церкви.
Чуть надломленный, как бы расщепленный тембр вокала Шинед необычайно искренен в своей подаче. Как никто, ирландка умеет создать ощущение, что говорит с каждым своим слушателем наедине. Даже очевидные крайности из уст Шинед выглядят трогательно и очаровательно.
В Москву певица приехала представить как раз свой последний альбом. Конечно, умом Россию не понять, иначе как объяснить, что именно альбома Theology в продаже перед концертом не наблюдалось?
На сцену клуба «Б1 Максимум» Sinead O’Connor вышла босиком, в нелепых растянутых штанах и неуклюжем платьице для беременных, подоткнутом с одной стороны рацией. Такого неряшливого внешнего вида в сочетании с непривычной полнотой давно не приходилось видеть среди западных гастролеров. Многодетная обрюзгшая мамаша из сериала для домохозяек – примерно так выглядит одна из самых ранее известных певиц Европы.
«Лысая певица» ирландского разлива успела за свою сорокалетнюю карьеру затмить по стервозности саму Мадонну.
Очень скоро стало понятно, что певице глубоко наплевать не только на свой внешний вид, но и на заполненный полностью клуб. Она для проформы вскользь извинилась: «Простите, что я в таком виде сегодня». Начала с песен из I Do Not Want What I Havent Got (1990). После каждой строго по нотам исполненной песни Шинед демонстративно отворачивается от зала, общается с музыкантами. Между ней и зрителями – стена, Великая Китайская стена. Которая ей, кажется, очень нравится.
Состав группы универсален – ударные, бас, гитара, виолончель. Основная нагрузка лежит на клавишнике, который по ходу концерта берет в руки аккордеон, духовые инструменты и даже лидер-гитару. Любопытно, что бас-гитаристка и виолончелистка тоже подпевают, и в финале концерта из этого получится неожиданный сюрприз. А пока все песни звучат довольно непохоже на свои студийные нетленки и чем-то сильно напоминают отечественный поп-рок типа Юты или Мары.
Удивительным образом в такой аранжировке многие песни обрели подчеркнуто ирландский саунд. Даже звук аккордеона стилизован под традиционную волынку. В какие-то моменты и вовсе начинает звучать самая обыкновенная джига.
Шинед по-прежнему предпочитает в паузах между песнями поворачиваться спиной к залу или на худой конец упорно смотрит в пол. Ходит, переваливаясь с одной ноги на другую, как хромая уточка. Она повзрослела, она больше не кричит матом, она старательно поет. Пока в зале, куда на своих «мазерати» и «порше» приехал весь светский поп-бомонд (Яна Чурикова, Таня Геворкян и др.), увлеченно обсуждали трансформации внешнего вида певицы, сама Шинед спокойно и методично отпевает заранее намеченную программу.
Из последнего альбома Theology прозвучало только три песни. Причем две из них, самые грустные и проникновенные, почему-то Шинед предпочла исполнить под гитару на бис. Из предпоследнего альбома Throw Down Your Arms (2005) прозвучало две композиции. В целом все выглядит как подборка главных песен из всех альбомов понемногу – возможно, в этом причина дурного настроения певицы на сцене. Ведь она неоднократно признавалась, что теперь ей интересно петь только Theology.
Но каково было приехать в далекую Россию и не исполнить Nothing compares 2 U и Feel so different? Конечно, они прозвучали. Но страсть… Страсть совсем исчезла из вокальной палитры Sinead O’Connor. Она уже не плачет от нахлынувших чувств в финале Nothing compares 2 U, она спокойна и умиротворенна. Семья, знаете ли, дети…
Интересный момент. Почти все песни на концерте Шинед начинает либо с а капелла, либо под негромкий перебор гитары. Она тщательно отпевает свою партию, она явственно наслаждается звуком своего неподражаемого голоса. Она теперь такая.
Никакого шоу, никаких спецэффектов. В центре сцены – Шинед, вокруг нее музыканты. Певица поет псалмы о вечном, музыканты деликатно подыгрывают. В конце звучит запоминающийся акапельный номер, когда первой запевает Шинед, к ней поочередно присоединяются басистка, виолончелистка и гитарист. Затем и весь зал.
Стоит отметить, что вокал Sinead O’Connor безупречен и в концертном исполнении (некоторые сложности певица испытывает только с верхними нотами). Однако как артистка Шинед, безусловно, проигрывает очень и очень многим. Наверное, не стоит называть ее сбитым летчиком. Она еще вполне может выдать что-то совсем необычное. Несмотря на явный провал в продажах ее последнего альбома, занудного и специфического, Шинед еще способна на большее. Похоже, она просто не концертный артист. Бывают артисты, которых интереснее смотреть на концертах, чем слушать в записи. И бывает наоборот. Шинед как раз относится к числу «студийных певиц». Она не чувствует зал, не умеет им управлять и даже, похоже, боится его.
Ей уютно в круге света и с микрофоном в руках.
Она там разговаривает со своим Богом. И слушает его ответы.
Процитировано из: «Взгляд — деловая газета»